12+
logo

Общество



Социокультурная среда Университета

Социокультурная среда вуза представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями.

Социально-воспитательная деятельность в университете направлена на реализацию двух взаимосвязанных целей: обеспечение социализации студенческой молодежи и ее интеграции в экономическое, политическое и социокультурное пространство, а также  поддержки процесса индивидуализации личности.

Характеристика социально-воспитательной работы

В соответствии с действующими требованиями и сложившейся практикой ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству» осуществляет следующие взаимосвязанные виды социально-воспитательной  работы с обучающимися:

- воспитательная деятельность;

- социальная практика;

Воспитательная деятельность в Университете осуществляется в соответствии с  нормативно - правовыми актами федерального, регионального и университетского уровней. При разработке, организации и апробировании мероприятий по социально-воспитательной работе используются локальные  документы.

Организация социально-воспитательной  работыв Университете строится с учетом реалий развития страны, региона, города, конкретных групп населения и имеет следующие целевыенаправленности:

Социально-значимую  - подготовка к жизни в современном обществе (включая самоопределение  в нём на период учёбы и  послевузовскую перспективу);

Профориентационную (профессиональную) - появление возможностей для самоопределения и  самореализации в избранном направлении профессиональной специализации.

В ходе социально-воспитательной работы решаются  задачи профессионально-трудового, гражданско-правового, духовно-нравственного  воспитанияобучающихся;  развития  стремления к здоровому образу жизни, а также формирования общекультурных компетенций выпускников, предусмотренных ФГОС.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в Университете является формирование гражданственности, патриотизма, приобщение к элементам межнациональной,  корпоративной истории и культуре, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося.

Для обучающихся на университетском и факультетском уровнях ежегодно проводятся митинги у памятника сотрудникам и студентам МИИЗ, погибшим в боях в годы Великой Отечественной войны, посвященные Дню Победы, встречи с участниками  Великой Отечественной войны, празднование юбилейных дат основания Университета,  военно-спортивный праздник и др. Традиционно в начале учебного года первокурсники участвуют в митинге, посвященном Дню Знаний. В течение учебного года обучающиеся принимают участие во Всероссийских патриотических акциях: «Георгиевская ленточка», «Вахта памяти».

В рамках приобщения к культурному наследию РФ и ее народов, развития социально значимых инициатив студенческих объединений, обучающиеся принимают участие во Всероссийских конкурсах «Моя малая родина», «Студенческий Актив» и других.

Студенческая жизнь это не только процесс овладения знаниями и профессиональными компетенциями, это еще и важный этап развития и становления личности человека, определения его будущего социально-культурного статуса. Поэтому организация работы в рамках духовно-нравственного направления играет важную роль в воспитательном процессе. В структуре музейного комплекса Университета функционирует Домовая церковь во имя Святых Равноапостольных царя Константина и матери его Елены, которая была воссоздана в 2001 году и торжественно освящена Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В Университете действуют разножанровые творческие коллективы: камерный хор «Согласие» под руководством Заслуженного работника культуры России И.Е. Тимохиной; танцевальный коллектив Nova. команда КВН. Ежегодно для обучающихся проводятся такие мероприятия как: конкурсы «Первокурсник», «Мисс и Мистер ГУЗ», «Голос Университета», День Знаний, новогодняя концертная программа, торжественное вручение дипломов на факультетах и др.

Наиболее одаренные студенты представляют Университет на Всероссийских творческих конкурса х и фестивалях: Ежегодный Всероссийский творческий фестиваль среди студентов вузов Минсельхоза России, Фестивали студенческого творчества «Фестос», «Паруса надежды».

Для решения задач духовно-нравственного воспитанияво внеучебное времявыделяется эффективная и рациональная форма, предполагающая посещение студентами культурно-просветительских учреждений, экскурсионных туров по России (к/т «Победа», Театр им. Н.В. Гоголя, Театр им. В.В. Маяковского, МХТ имени А.П. Чехова, Малый академический театр, экскурсии по памятным местам Золотого кольца, Московской области и др.).

В соответствии с приоритетом национальной политики в области формирования здорового образа жизни у молодежи в университете идет планомерная работа по привлечению обучающихся кфизкультурно-оздоровительным, профилактическим, спортивно-массовым мероприятиям факультетского, вузовского, регионального и федерального уровней.

В учебном процессе преподаватели кафедры физического воспитания читают лекции и проводят практические занятия, направленные на укрепление здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности студентов, подготавливается спортивный актив обучающихся.

Во внеучебное время проходятся различные мероприятия: спартакиада первокурсников, межфакультетская спартакиада по 7 видам спорта, спартакиада ППС и сотрудников. 

На базе кафедры физического воспитания работают спортивные секции, где на безвозмездной основе занимаются обучающиеся. В университете ведется систематическаяработа по привлечению студентов к занятиям в спортивных секциях: волейбол, баскетбол, дзюдо, самбо, легкая атлетика, армрестлинг, фитнес-аэробика, бадминтон, мини-футбол.

Сборные команды Университета ежегодно принимают участие и занимают призовые места в Московских студенческих играх по таким видам спорта, как дзюдо, самбо, лыжные гонки, легкая атлетика, бадминтон, волейбол (юноши, девушки), баскетбол (девушки) и др. Также обучающиеся Университета ежегодно принимают участие в летних и зимних Универсиадах вузов Минсельхоза РФ.

Составляющей частью воспитания потребности студентов в здоровом образе жизни являетсяорганизация и проведение мероприятий по антиалкогольному просвещению, профилактике наркомании, табакокурения, ВИЧ-инфекций, экстремизму.

На базе Кабинета осуществлялась подготовка студентов и магистрантов к профессиональной деятельности по психолого-педагогическим и гуманитарным дисциплинам в соответствии с учебными планами. Проведены обучающие тренинги с магистрантами всех направлений подготовки по педагогическому общению, мастер-класс по формированию психологической готовности к педагогической деятельности в вузе. Психодиагностическая работа  кабинета сосредоточилась в рамках обучения студентов навыкам личностного и профессионального самопознания при проведении групповых психолого-педагогических занятий и индивидуального консультирования с использованием следующих таких психодиагностических методик.

В рамках деятельности по адаптации студентов первых курсов университета проводятся мероприятия, нацеленные на правовое просвещение обучающихся (знакомство студентов с приказом ректора о запрете табакокурения на территории университета и законами, направленными на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией). Кураторами обучающихся совместно со специалистами профилактических центров и с привлечением студентов-волонтеров проводятся лекции и беседы по профилактике негативных явлений в молодежной среде, социологические опросы, анкетирования по проблемам зависимостей, тренинги по профилактике зависимостей, встречи с сотрудниками УВД и другие мероприятия.

В системе профессионального воспитания обучающихся Университета сформированы новые концептуальные подходы по совершенствованию воспитательной составляющей в образовательном пространстве университета, разработаны подходы к усилению интеграции учебной и внеучебной работы по подготовке специалистов, с внедрением таких форм как межфакультетский фестиваль «Своя профессия», студенческие специализированные отряды, дни открытых дверей на базе профильных организаций и учреждений.

Совместно с Московским отделением Российского союза сельской молодежи  обучающиеся принимают активное участие в интеллектуальной игре «Начинающий фермер», направленной на развитие у студентов интереса  к малой Родине, навыков бизнес-планирования в сельском хозяйстве, менеджмента, экономики и управления сельскохозяйственными организациями, выработке управленческих решений и умения работать в команде.

В целях вовлечения наиболее перспективных молодых людей в процесс управления сельскохозяйственной отраслью при организационной поддержке Российского союза сельской молодежи  формируются так называемые «мобильные бригады», основной задачей которых становится консультирование сельских жителей, глав крестьянских фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей по вопросам форм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, повышения возможностей самореализации на сельских территориях с использованием механизмов ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года».

К важным направлениям  профессионального воспитания университет относит  работустуденческих отрядов. По инициативе Государственного университета по землеустройству функционирует Всероссийский студенческий землеустроительный отряд, созданный на базе вузов Российской Федерации, деятельность которого ориентирована на привлечение молодежи к решению задач государственного регулирования земельных отношений, землеустройства, государственного кадастра недвижимости, включение в активную научно-исследовательскую, проектно-изыскательскую деятельность, внедрение в производство высокоэффективных инновационных технологий.

Университет имеет достаточно развитую специализированную оргструктуру  социально-воспитательной работы.

К её элементам на университетском  уровне  относятся: проректор по социальным вопросам и воспитательной работе, музейный комплекс Университета, кабинет социально-психологической помощи обучающихся, спортивный студенческий клуб, профсоюзный комитет студентов и сотрудников. Также общеуниверситетские задачи в сфере организации спортивно-массовой работы решаются кафедрой физического воспитания.

Организацию социально-воспитательной работы на факультетах осуществляют ответственные из  числа профессорско-преподавательского состава.

Организацию воспитательной работы на кафедральном уровне осуществляют ответственные за воспитательную  работу на кафедре из числа профессорско-преподавательского состава.

Для координации и организации социально-воспитательной работы с академической группой на основании распоряжения декана факультета по рекомендации ответственного за организацию воспитательной работе закрепляются функции куратора академической группы организация работы которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторской деятельности.

В целях методического, научного обеспечения деятельности, обмена опытом кураторов созданаШкола кураторов с регулярным проведением обучающих семинаров, совещаний с приглашением специалистов разных профилей.

Основу  коллегиального звена системы управления  социально-воспитательной работой университета составляют:

- совет по воспитательной работе университета;

- совета по работе с общежитиями университета;

- антикоррупционная комиссия университета;

- комиссия по антитеррористической деятельности и чрезвычайным ситуациям;

- рабочая группа попрофилактике негативных явлений и экстремизма в молодёжной среде;

-  стипендиальная комиссия университета.

Воспитательная деятельность регламентируется ежегодными календарными планами воспитательной работы университета, факультетов, кафедр, кураторов, общежитий, общественных организаций, приказами, распоряжениями, постановлениями (решениями) ученого совета университета, факультетов.

Взаимодействие со студентами строится через вовлечение их в деятельность органов студенческого самоуправления, основанной на принципах добровольности и партнерства основу которых составляют три звена: студенческий ректорат дублеров, студенческий совет университета и студенческие советы факультетов и старостаты.

Представители органов самоуправления участвуют в мероприятиях разного уровня (включая конкурсные);  проявляют  высокую активность в проведении собственных мероприятий.

В соответствии с новыми требованиями и подходами государственной политики, а также учитывая требования Федерального Закона «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), в 2013 году была обновлена база по стипендиальному обеспечению обучающихся университета, введена в действие новая редакция Положения «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», «Порядок назначения повышенной государственной академической стипендии студентам ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству» и «Порядок постановки на полное государственное обеспечение и представления дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении профессионального образования в ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству».

Ключевой особенностью работы по стипендиальному обеспечению является качественное изменение подхода к вопросам социальных выплат и гарантий, направленное на детализацию и индивидуальную работу с обучающимися, что явилось основанием для интенсивной работы стипендиальных комиссий университета и факультетов.

Ярким примером являются экскурсионные туры в рамках организации культурно - массовой, спортивной и оздоровительной работы для студентов ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина очной формы обучения. Студенты, проявившие себя в учебной, научной, спортивной, общественной деятельности побывали в Сочи, Калининграде, в экскурсионном туре по «Золотому Кольцу России».

Наряду с этим, студенты имели возможность познакомиться с историей Московской области на обзорных автобусных и пешеходных экскурсиях, а так же посетить знаменитые памятники истории и архитектуры в Звенигороде, Коломне, Зарайском районе.  

Характеристика обеспечения социально-бытовых условий 

Университет полностью отвечает лицензионным требованиям и требованиям Федерального Закона «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), в плане наличия материально-технической базы для осуществления образовательной деятельности, это – 2 общежития с общим количеством мест для проживания обучающихся – 1100 человек, что обеспечивает потребность мест для проживания иногородних обучающихся;оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, спортивный комплекс, Актовый зал, залы для занятий спортивными единоборствами, танцевальный зал, здравпункт, столовая с наличием буфетов на территории основного корпуса университета и в общежитиях, библиотека, автостоянка, типография и др.

Медицинское обслуживание студентов организовано по договору с Городской поликлиникой №5, проводятся ежегодные медицинские осмотры и вакцинации.

В распоряжении творчески одаренных студентов, преподавателей и художественных коллективов функционирует Актовый зал университета с соответствующим мульти- медиа оборудованием, звукоусилительным комплексом, костюмерными.

В вузе созданы условия для занятий спортомфункционирует спортивный зал на территории университета, включая тренажерный зал; зал для занятий аэробикой, зал для занятий спортивными единоборствами.

Кроме этого для учебных занятий по физической культуре в весенне-осенний период действует договор об использовании городского стадиона «Сокол». Тренировочные занятия со студентами, посещающими секции по легкой атлетике и плаванию, проходят соответственно в легкоатлетическом манеже МГТУ им. Н. Баумана и в бассейне СК МГТУ им. Баумана.