12+
logo



Зеленые налоги в России – миф или реальность? Отвечает профессор кафедры экономической теории и менеджмента С.П. Коростелев

Поделиться новостью:
01.02.2019

На протяжении последнего десятилетия в России активно обсуждается вопрос реформирования налогообложения недвижимого имущества, которое считается стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов и доходов и одним из ключевых индикаторов платежёспособности. Специалистами все чаще поднимается вопрос об использовании получаемых налоговых доходов для целей устойчивого развития территорий, что позволило бы находить оптимальное и быстрое решение многих экономических, социальных, экологических и инфраструктурных проблем городских округов и поселений, муниципальных районов и т.д.

На эти и другие темы свою точку зрения предложил доктор технических наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству Сергей Павлович Коростелев в беседе с редактором журнала «Зелёный Город» Сергеем Панасенко:

 

В основе вашего предложения, если говорить кратко, лежит идея передачи взимания части налогов на имущество организаций от регионов муниципалитетам, на территории которых эти организации расположены. Вы замахиваетесь на бюджеты регионов и предлагаете потратить эти деньги на финансирование локальных программ энергоэффективности и устойчивости территорий. Вы полагаете, это реально?

 

— В основе наших предложений создание эффективного налогообложения недвижимости с функцией устойчивого развития территорий. Налог на недвижимость в большинстве стран рыночной экономики служит основным источником финансирования деятельности местных органов власти. В конце 90-х годов и у нас собирались сделать то же самое, т.е. ввести полноценный налог на недвижимость для создания финансовой базы местного самоуправления. С этой целью были проведены эксперименты в Твери и Новгороде. Признали их удачными, и в 2004 году Государственная Дума РФ в первом чтении приняла закон о введении налога на недвижимость (отдельная глава Налогового Кодекса).

Далее начались не очень понятные и нелогичные действия власти. Второе чтение состоялось только в 2014 году, и при этом концепция законопроекта резко поменялась. Решено было налог на недвижимость не вводить, а оставить существующие налоги на имущество и исчислять их от кадастровой стоимости. При этом налог на имущество организаций (а это более 70% налоговых поступлений с территории) перечисляется в регион, а муниципалитетам осталось менее 30%: это земельный налог и налог на имущество физических лиц. В результате большая часть налога из муниципалитета забирается в регион, а затем возвращается в виде безвозмездных субсидий. Например, в моём Красногорском районе примерно 7 миллиардов забирают, а два с половиной возвращают.

 

Полностью интервью профессора С.П. Коростелева представлено на сайте журнала «Зелёный Город».