12+
logo



АНОНС! ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ АЛЕКСАНДРА БЕРЕЗИНА

Поделиться новостью:
16.07.2018
Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (г. Хотьково, улица Кооперативная, д. 23).
Время проведения: с 17 июля по 19 августа 2018 года

В отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» начинает работу выставка произведений художника Александра Софроновича Березина, жизнь и творчество которого навсегда тесно связаны с Абрамцевом.
А. С. Березин, живописец и график, работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. Александр Софронович родился 27 мая 1935 года в г. Харькове. В годы Великой Отечественной войны ему пришлось перенести все ужасы оккупации. На фронте погиб отец, умерла мама, и маленький Александр после войны попал в детский дом. В марте 1948 года родная тётя забрала Александра из детдома и привезла к себе в Абрамцево.
Тётя художника, Екатерина Яковлевна Шевченко, во время Великой Отечественной войны служила старшей медицинской сестрой военного госпиталя ЭГ 2898, который располагался на территории музея «Абрамцево» с декабря 1941 по апрель 1944 года, и до 1 октября 1945 года — в монастырских помещениях в городе Хотьково. После войны Екатерина Яковлевна осталась работать в возвратившемся в Абрамцево доме отдыха, всё так же — старшей медицинской сестрой. Жила она в коммуналке, в доме для сотрудников, прямо на территории усадьбы. Александр ехал к ней в Абрамцево погостить, да так и остался здесь навсегда. Из-за войны он не смог вовремя начать учиться и в двенадцатилетнем возрасте поступил во второй класс хотьковской вечерней школы-семилетки.


Проживая рядом с посёлком художников, А. Березин познакомился с известными советскими мастерами искусства — Павлом Радимовым, Игорем Грабарём, Дементием Шмариновым, Алексеем Орловым, которые произвели на него большое впечатление. Ему посчастливилось понаблюдать за работой скульптора Веры Мухиной.
Яркая живая современная художественная жизнь Абрамцева, история этого особенного для русского искусства места, его глубокие художественные традиции подталкивали молодого человека к творчеству. Источниками вдохновения для первых живописных работ А. Березина послужили волшебные пейзажи Абрамцева. Многие из серии таких работ он писал бок о бок с Эдуардом Браговским, Карлом Жуковичем, Владимиром Корбаковым, в будущем — выдающимися художниками, а тогда ещё студентами художественных вузов.
Павел Александрович Радимов научил А. Березина бережно относиться к мотиву, к деталям, к состоянию и… к маленьким размерам этюдов с натуры. Он считал, что именно таковые дают возможность художнику более точно «схватить» лёгкое, мимолётное состояние природы. Вслед за Левитаном Радимов считал, что в больших этюдах — больше вранья, а задача творца — передать правильное и полное впечатление виденного, передать чувства, которые рождались при первом впечатлении во всей первоначальной свежести. Возможно, отсюда, из этих уроков А. Березиным была почерпнута та пленительная этюдность, которая станет основным принципом его творчества.
В 1958 году, после службы в воздушно-десантных войсках Советской Армии, А. Березин поступил в Московское областное художественное училище Памяти 1905 года, где учился у В. Победина, А. Дубинчика, О. Авсияна, Ю. Седова. Его дипломная работа на тему «На Окружной. Милицейский патруль» носила пейзажный характер, в ней главную роль играла дорожная панорама Подмосковья.
В 1963 году А. Березин стал работать художником-живописцем в Загорской художественно-производственной мастерской, и продолжал сотрудничать с ней практически всю творческую жизнь до 1996 года. Здесь, в работе над заказными картинами, по-новому раскрылось мастерство живописца. Пользовались заслуженным успехом исполненные им портреты, лирические пейзажи, картины на исторические и социально-бытовые сюжеты, и, конечно, работы, навеянные народными сказками.
1960-80-е годы были временем творческого взлёта художника, он стал одним из ведущих мастеров Подмосковья. Именно пленэрная школа письма всегда придавала полотнам Березина ясность, жизненную непосредственность, плотность цвета, особую пряность воздуха.
В эти годы А. Березин работал на Академической даче имени И.Е. Репина СХ РСФСР, совершил творческие поездки по Северу России, Уралу, Сибири. Из них художник возвращался с массой этюдов и уже готовых картин. Результатом творческих поездок стали серии акварельных работ «Земля Вологодская» и «Кузбасс». Так в творчестве мастера появились полные поэзии живописные пейзажи Вологодского края и Горной Шории, задушевные картины Великого Устюга и Тотьмы, виды шлюзов Волго-Балтийского канала и старинных сел Беломорья. Эти работы покоряют чистотой цвета, эмоциональностью и всегда неожиданным открытием неповторимой красоты этих мест. Энергией и экспрессией наполняет художник индустриальные пейзажи, сделанные в Кемерово и Череповце.
В 1973 году А.С. Березин вступил в Союз художников СССР, рекомендации ему дали Алексей Орлов, Владимир Корбаков, Дементий Шмаринов, в 2001 году он стал членом Московского Союза художников. А. Березин — участник многих всероссийских, областных и московских выставок, его произведения неоднократно воспроизводились в печати, в частности, в Московской «Энциклопедии живописи».
Владимир Десятников так писал о творчестве художника: «Живопись Александра Березина имеет свои отличительные особенности. Человек он эмоциональный, темпераментный. Эти свои качества он с успехом реализует в живописи. Пишет он с напором, темпераментно. У него мощный мазок, палитра многокрасочная, яркая, но нигде в его работах живопись не превращается, как говорят художники, в «костер из красок». Все сгармонировано по цвету и тону. Композиции работ хорошо продуманы. Александр Березин — живописец, но с успехом работает и в графике».
На выставке в отделе художественных ремёсел будут представлены работы из авторской коллекции. Если попытаться найти ключ к постижению сложной простоты искусства А.С. Березина, то прежде следует отметить, что в основе работ художника лежит глубокое поэтическое чувство. И становится понятно то основное, чем влекут к себе работы художника: глубокая сыновняя любовь к Родине, стремление мастера запечатлеть её вечную красоту с мудрой ясностью её древних городов, с величавой тишиной её природы. Многие работы Александра Софроновича, имея небольшие размеры, ценны по своему колориту и мастерски закончены, они перерастают рамки этюда и становятся самостоятельными картинами.
Время работы выставки: 10:00 – 18:00
Выходные дни: понедельник и вторник
Санитарный день: последний четверг месяца
Справки по телефону: 8 496 543 07 67, 8 916 492 08 20;