Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

История кафедры

1.    Преподавание гуманитарных дисциплин в Константиновском межевом институте

Историческое название вуза – Константиновский межевой институт (КМИ). Он был образован в мае 1779 года – сначала как землемерная школа при Межевой канцелярии Сената, а с 1835 года - как самостоятельное  учебное заведение. Первым директором Константиновского межевого института был известный писатель С.Т. Аксаков. Во многом благодаря ему в КМИ складывается традиция формирования разносторонне образованных специалистов. В  XIX – начале XX века для преподавания  гуманитарных и юридических дисциплин в институт приглашались известные ученые и общественные деятели:   литератор и публицист В.Г. Белинский, историк И.Е. Забелин; юрист, председатель I Государственной Думы России С.А. Муромцев и др. Доброжелательность, взаимное согласие, уважительное отношение к воспитанникам составили основу воспитательных традиций КМИ.

 Огромной по значимости для духовно – нравственного воспитания учебной дисциплиной всегда была и остается история Отечества. Преподавание российской истории было введено в учебный план Константиновского землемерного училища с 1819 года. Первым из известных нам преподавателей истории в этот период был Николай Тимофеев (выпускник Ярославского Демидовского училища правоведения). В мае 1835 года по указу императора Николая I училище было преобразовано в институт. По уставу 1835 г. обучение было четырехлетним. Историю начинали преподавать на втором году обучения. Интересно, что в учебных планах дисциплина «история» (всеобщая и российская) обязательно соединялась с «политической географией» и «статистикой». Преподавал этот предмет в 1830-х гг. губернский секретарь Белов, «из действительных студентов Московского университета». В 1844 г. был утвержден новый Устав Константиновского межевого института, в соответствии с которым был составлен 7-летний план обучения и учебные программы по каждому предмету. В соответствии с новым штатным расписанием дисциплина «История общая и русская»  была отделена от географии и статистики, преподавалась в каждом классе,  а количество учебных часов было  удвоено. 

В 1849 г. Константиновский межевой институт получил права перворазрядного учебного заведения. Курсы преподаваемых дисциплин с этого времени давали студентам КМИ возможность получить  общее среднее  и высшее профессиональное  образование. К середине 1850-х гг. КМИ приобрел репутацию одного из лучших учебных заведений России. Укреплялась материальная база института, к работе с воспитанниками привлекались всемирно известные ученые: академики В.Я. Струве и  А.Я. Купфер (астрономия), академик И.Б. Ауэрбах (геология) и другие.

В 1853/54 уч. году учебный план был дополнен  предметом «Русские древности, или Археология». Главной целью нововведения было «ознакомление с древними рукописями, писцовыми книгами и иными документами, столь необходимыми для межевого чиновника». Для преподавания истории и археологии  был приглашен известный историк и архивист  Иван Егорович Забелин – впоследствии один из основателей Российского Исторического музея, почетный член Академии наук, председатель Общества истории и древностей российских. Широкая известность и признание пришли к И. Е. Забелину в середине 1860-х гг., после издания его фундаментальных трудов «История города Москвы» и «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» (книга удостоилась Большой серебряной медали Археологического общества и Демидовской премии от Академии наук).

В этих работах, а также в двухтомнике «История русской жизни с древних времен» И.Е. Забелин исследует вопросы о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в России, о влиянии византийской культуры на русскую, описывает повседневную жизнь и характерные черты быта русского народа. Перу И.Е. Забелина принадлежат многочисленные  научные публикации: «Царь Алексей Михайлович», «Русская личность и русское общество накануне петровской реформы»,  «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», «Историческое описание Донского монастыря», «Кунцево и древний Сетунский стан», «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы» и другие.

«Светлый ум  и живая ясность взгляда», - так отзывался о Забелине  И.С. Тургенев. На праздновании 50-летия научной и литературной деятельности И.Е. Забелина современники назвали его «Нестором русской историографии».

И.Е. Забелин преподавал историю и археологию в старших классах Константиновского межевого института с 1853 по 1869 гг. Он составил для КМИ специальный курс лекций. В учебной программе, а также в  личных дневниках Забелин изложил свой взгляд на главную цель  педагогической и научной работы: «изучать историю государства через описание быта людей». Исторической основой  жизни русского общества ученый считал идею самодержавной монархии, неразрывно связанную с христианским представлением о власти и христианским правосознанием. И.Е. Забелин творчески подходил к преподаванию русской истории.

В своих записках он отмечал: необходимо «ставить ум воспитанника Робинзоном на пустынном острове, где он сам без всякой сторонней помощи должен искать себе всех средств существования». Иван Егорович был убежден, что нравственное начало молодым воспитанникам следует прививать «силою примера, события, деятеля». Основную задачу преподавательской деятельности он видел в воспитании у молодого поколения патриотизма и гражданского правосознания: «Гражданином Вселенной быть нельзя, - писал он в примечаниях к лекциям, - это мечта людей праздных. Необходимо быть прежде всего сыном своей родины, гражданином своего города, членом своей семьи, т. е. человеком того дела, которое не в облаках, а прямо перед нами, в наших руках».

Нет сомнения в том, что личность самого Забелина – неутомимого труженика науки, до самозабвения  увлеченного своим предметом -  оказывала влияние на воспитанников Константиновского межевого института. Ивана Егоровича с любовью и благодарностью вспоминало не одно поколение студентов.

На страницах прессы второй половины 60-х гг. XIX века широко обсуждался вопрос о содержании обучения и путях развития образования в России. В основу дискуссии был положен тезис о приоритетном значении тех знаний, которые формируют нравственность, вырабатывают объективный взгляд на явления природы и общественной жизни.

Педагогический коллектив Константиновского межевого института в целом разделял такую позицию. Отсюда – повышенное внимание  к качеству преподавания предметов гуманитарного цикла, неоднократное обсуждение  вопроса о расширении цикла юридических наук и т.п.

Благонадежность и благонамеренность по отношению к престолу и Отечеству хранились как добрая традиция Межевого института, воспитанники которого, по мнению современников, сумели устоять перед искушением революционной активностью в период буржуазных  реформ 1860-х – 70-х гг.

С 1864 по 1879 гг. директором КМИ был Александр Львович Апухтин. По его инициативе и при его непосредственном участии были произведены многочисленные преобразования, направленные на   повышение качества обучения. Значительно улучшилось финансирование института и материальное положение преподавателей.

В 1879 году Константиновский межевой институт торжественно отметил столетний юбилей. К этому времени институт переехал в новое здание, была реконструирована домовая  церковь КМИ. Настоятелем храма  с 1773 г. был магистр богословия Андрей Григорьевич  Полотебнов. Он же  преподавал  Закон Божий, составной частью которого являлась история русской церкви (тесно связанная с историей государства Российского). А.Г. Полотебнов был широко известен как духовный писатель и издатель журнала «Радость христианина при чтении Библии».

В штатном расписании на 1879/80 гг. преподавателем истории числился инспектор Московской духовной семинарии, магистр Алексей Иванович Цветков. О нем нет, к сожалению, никаких дополнительных сведений. Место приватного преподавателя законоведения в этом же учебном году занял профессор московского университета, надворный советник Сергей Андреевич Муромцев.

Другой известный ученый - историк, профессор Московского университета Юрий Владимирович Готье,  читал в Константиновском межевом институте  курс лекций по истории землевладения в начале XX века (1907-1917гг.) Несомненным достоинством  этого курса  являлось освещение  истории русского землевладения в тесной связи с социально-политической историей страны. Ю.В. Готье был выдающимся исследователем в области источниковедения, исторической географии, экономического быта Русского государства. Он был превосходным педагогом, мог «без всяких тезисов и прочих бумажек час за часом, неделя за неделей просто рассказывать, что происходило в России в прошлые столетия – как будто он видел это сам.». Студенты очень ценили умение Готье создать непринужденную обстановку во время занятий,  стремление преподавателя выявить у каждого из них исследовательские качества, научить творческому подходу к работе с историческими источниками. Такие принципы преподавания востребованы в любое историческое время; несомненно и благотворное влияние на воспитанников  личности педагога, обладающего широкой эрудицией и способного с уважением относиться к своим ученикам. 

2.    Преподавания общественных дисциплин в советское время и деятельность кафедры

После Октябрьской революции 1917 г. гуманитарные дисциплины, как выразители «чуждой пролетариат у буржуазной идеологии», были упразднены. В первые годы Советской власти в ММИ из общественных дисциплин  преподавали только марксистскую философию. В конце 1920-х гг. ввели курс политической экономии, призванный осуществить «основательную экономическую подготовку пролетарских специалистов». В 1930г. в ММИ было две кафедры общественных наук: диалектического материализма и политической экономии. В 1945 г. их объединили в кафедру марксизма-ленинизма. В 1950-е гг. этой кафедрой заведовал известный ученый, доктор экономических наук, профессор И.С. Пантелеев. С 1959 года его сменил кандидат исторических наук, доцент В.А. Сидоров, последствии доктор исторических наук, профессор.

В 1960-х гг. цикл общественных дисциплин составляли: история КПСС, научный коммунизм, научный атеизм, а факультативно преподавались марксистско-ленинская этика и марксистско-ленинская эстетика.

В 1979 году вновь было образовано две кафедры: кафедра истории КПСС и политической экономии (во главе с доктором экономических наук, профессором П.А. Поповым) и кафедра марксистско-ленинской философии и научного коммунизма (зав. кафедрой – доктор философских наук, профессор С.С. Спиридонов).

В 1983 г. кафедры были реорганизованы и стали называться соответственно: кафедра истории КПСС и марксистско-ленинской философии (доктор исторических наук, проф. В.А. Сидоров) и политической экономии и научного коммунизма (проф. П.А. Попов).

Надо отметить, что хотя в советские годы кафедра была втиснута в прокрустово ложе марксистско-ленинской идеологии и  работала под постоянным контролем партийных органов разного уровня, преподаватели кафедры стремились сделать преподавание своих дисциплин живым и содержательным. При кафедре работали кружки по истории СССР, эстетике, научному атеизму.

Коренные изменения в жизни кафедры связаны с социально – политическими изменениями периода перестройки (второй половины 1980-х. – начало 1990-х гг.). В 1990 г. из двух ранее существовавших подразделений была образована кафедра социально-гуманитарных наук во главе с доктором экономических наук, профессором Ю.Л. Достоваловым.

Был изменен характер преподаваемых дисциплин. Кафедра стала центром, объединяющим все социально-философские  дисциплины вуза.

С 1994 по 1997 гг. исполняющим обязанности зав. кафедрой был кандидат исторических наук, доцент С.Ф. Вититнев. В 1997 году заведующим кафедрой был утвержден кандидат философских наук, доцент В.С. Самаркин.

С этих пор и до настоящего времени преподаватели кафедры ведут более тридцати учебных курсов. Кроме традиционных истории отечества, философии, социологии, политологии, культурологи преподаватели читают курсы Психология и педагогика, Этика, Эстетика, Логика, Риторика и др., а также ряд спецкурсов. Важной составной частью деятельности коллектива кафедры всегда были и сейчас остаются научные изыскания по актуальным вопросам общественной жизни и тесно связанные с профилем института: например, предметом исследований преподавателей стали история кооперативного движения в СССР, социальные проблемы села, арендная политика в аграрной сфере и др.  

3.    От кафедры истории, философии, политологии до кафедры социально-гуманитарных дисциплин

В ноябре 2002 г. кафедра социально-гуманитарных наук была переименована в кафедру истории, философии, политологии. Как и прежде, в центре ее внимания – работа со студентами. Этой задаче подчинены научные исследования, повышение лекторского мастерства, методическая работа. В 1960-х – 90-х гг. преподаватели кафедры защитили 4 докторские и 7 кандидатских диссертаций, опубликовали ряд монографий и множество научных статей, участвовали в международных, всесоюзных, республиканских и межвузовских конференциях по актуальным проблемам истории, философии, экономики и культуры. С 2000 г. сложилась практика выступления преподавателей с научными докладами на открытых заседаниях кафедры с приглашением коллег из других подразделений, студентов и аспирантов. Такая работа, по общему мнению членов кафедры, стимулирует интерес преподавателей к исследовательской работе, помогает раскрыться их творческому потенциалу.

Немало внимания кафедра уделяет научной работе самих студентов. Этому служат их доклады на семинарах, рефераты, выступления на научных конференциях, участие в межвузовских конкурсах. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. при кафедре работал студенческий социологический центр, в рамках которого были подготовлены исследования по проблемам жизни университета, молодой семьи, студенческого быта и т.п.

На кафедре работали участники Великой Отечествннной войны:

В. А. Сидоров, Н.В. Каюшин, В.С. Самаркин

С 2000 по 2005 года  кафедру возглавлял доктор исторических наук, профессор Н.А. Кирсанов.

С 2005 по настоящее время – доктор исторических наук, профессор И.И. Широкорад.

В 2012 году кафедра была переименована в кафедру социально-правовых и гуманитарных дисциплин.

В 2018 году переименована в Кафедру социально-гуманитарных дисциплин